Блог заведующего
Здравствуйте, уважаемые родители!
На этой странице вы можете ознакомится с ответами на самые популярные вопросы родителей, а также получить актуальную информацию о вопросах воспитания детей.
С уважением, Элина Вячеславовна Баркова
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
24.10.2019
Одна из важнейших задач
воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких
мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На
решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки
мышления дошкольника к школьному обучению.
Эти задачи реализуются в
процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной,
художественной, двигательной, трудовой.
Одним из видов детской
деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот
раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды,
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно –
досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.
Реализация задач
художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться
при следующих условиях:
·
Максимальный
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
·
Основой
художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
·
Взаимосвязь
художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития
восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
·
Интеграция
различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой
деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению
действительности, искусства и собственного художественного творчества;
формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и
воображения.
·
Уважительное
отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в
жизнь дошкольного образовательного учреждения.
·
Вариативность
содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического
воспитания.
·
Обеспечение
преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными
группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
·
Тесная
взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.
Неоценимое значение в
эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно
должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении
произведения искусства используются в трех направлениях.
Широкая опора на
региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое,
так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими
в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих,
знаменательных событий.
·
Первое
направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь
детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может
звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в
оформлении дошкольного учреждения.
·
Второе
направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с
разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми
художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с
выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы
действительности.
·
Третье
направление – искусство используется в разных видах художественной
деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы
искусства являются эталоном прекрасного.
Цель художественного
воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.
Ознакомление с искусством
в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении
всего дошкольного детства.
Задача художественного
воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения,
мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей
детей в разных видах художественного творчества; формирование основ
художественно- эстетической культуры личности.
Содержание
художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области
народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов,
народным костюмом.
Постепенно диапазон
народных художественных промыслов расширяется.
Для восприятия и
понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская,
дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок,
матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские
песенки, песенки - потешки, хороводы, народные игры и т.д.
На занятиях по ознакомлению с народным
искусством, во второй его части - после рассказа и показа, воспитатель
предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить
бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями
какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.
Знакомство с видами искусства
можно разбить на следующие этапы:
·
Общее
знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их
взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука,
слова, движения, цвета).
·
Рассказ
об истории возникновения того или иного вида искусства.
·
Рассказ
о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
·
Показ
работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
·
Знакомство
с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
·
Сравнение
разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений
в разных видах искусства.
·
Подведение
детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости
их сохранения и бережного отношения к ним.
Таким образом,
ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее
доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой
деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать
работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства.
Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего
мира в художественных образах.
Знакомить с декоративно –
прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 - 4 года).
Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать
аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт
предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).
Знакомство детей с
дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и
вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться
игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только
в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать
различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки
и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки,
пятнышки, клетки).
Детей пятого года жизни
продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской
игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись,
цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы,
украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги
силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок,
вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон,
яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие,
прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем
детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её
особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками,
линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность
оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).
С целью развития декоративного творчества в
старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного
искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной
декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь
разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при
рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими
элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере
освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.
На занятиях по
декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует
продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На
основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только
воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и
создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в
последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в
изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская,
жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.
Дети могут создавать
декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных
промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании
декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань,
дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о
народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус,
эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию
чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные
средства народных промыслов, их специфику.
Знакомить детей с
народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных
предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные
альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений
альбомы – тетради по народному искусству.